"Транспорт и дороги Казахстана" №4 (46) 2011
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ
Республиканская единая государственная система вневедомственной экспертизы проектов была образована в соответствии с постановлением Совета министров Казахской ССР от 26 августа 1987 г. № 400.
В соответствии с решением республиканского правительства, в единую республиканскую государственную систему включались Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое Казахской ССР, а также ее территориальные управления при облисполкомах, Алма-Атинском и Ленинском горисполкомах, подчиненные одновременно соответствующему исполнительному комитету местного Совета народных депутатов и Главному управлению государственной вневедомственной экспертизы.
Осенью 1993 г. указом Президента уже суверенного Казахстана Н.А. Назарбаева на базе упраздненного республиканского Госстроя было образовано Министерство строительства, жилья и застройки территорий (Минстрой) Республики Казахстан, при котором решением Кабинета министров республики создан Департамент государственной вневедомственной экспертизы проектов с его территориальными подразделениями в областных центрах и городах Алматы и Ленинске.
Позднее, в рамках проводимой административной реформы постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 января в 1996 г. № 88 вместо Департамента государственной Вневедомственной экспертизы проектов было создано Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения - «Государственная вневедомственная экспертиза проектов» с дочерними предприятиями в областных центрах и городах Акмоле (ныне Астана) и Алматы. Новый статус Госэкспертизы подкреплен Законом Республики Казахстан «О государственном предприятии» и предусматривает «решение социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства путем осуществления деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии или являющихся функцией государства, за исключением контрольных и надзорных функций».
Законом Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» определено, что государственная экспертиза проектов является единой республиканской системой, дублирование функций которой не допускается, а постановлением Правительства республики от 4 апреля 2005 г. № 304 проведение государственной экспертизы проектов на строительство отнесено к сфере государственной монополии, и госэкспертиза включена в перечень ее субъектов. Законодательством также установлено существование рынка экспертных работ и услуг, не относящихся к исключительной компетенции государственной экспертизы проектов.
Законодательно установлено, что предметом и исключительной компетенцией госэкспертизы является проектная документация для строительства объектов (комплексов), возводимых за счет государственных инвестиций или с их участием, а также возводимых без участия государственных инвестиций, но предусматривающих установленную в законодательном порядке долю государственной собственности в объемах выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Также к компетенции госэкспертизы отнесено рассмотрение проектной документации в части ее соответствия государственным нормативным требованиям по санитарной, экологической, пожарной и взрывной безопасности, охране труда, надежности конструкций, устойчивости функционирования потенциально опасных и технически сложных объектов, по обеспечению доступа для инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и рекреационной инфраструктуры, независимо от источников финансирования строительства.
Законом Республики Казахстан «О лицензировании» и Правилами проведения экспертизы предпроектной (технико-экономические обоснования) и проектной (проектно-сметная) документации, определено, что экспертиза проектов осуществляется физическими и (или) юридическими лицами, имеющими соответствующую лицензию. При этом государственная экспертиза проектов осуществляется юридическим лицом, уполномоченным Правительством республики, без права осуществлять какую-либо иную деятельность. Экспертизу проектов, не относящихся к исключительной компетенции государственной экспертизы, осуществляют субъекты рынка экспертных работ, аккредитованные негосударственные экспертные центры или аттестованные эксперты.
Организационную структуру республиканской системы госэкспертизы составляют головное предприятие «Госэкспертиза» (подведомственно Комитету по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и торговли) с филиалами в городах Астане и Алматы, а также дочерние государственные предприятия в областных центрах. При этом свои филиалы имеют региональные ДГП «Карагандагосэкспертиза» (в городе Жезказгане) и «Востокгосэкспертиза» (в городе Семей). Такая структура оптимизирует работу «Госэкспертизы» в регионах, обеспечивая в интересах заказчиков и проектировщиков проведение экспертизы на местах. Исключением являются проекты, имеющие межрегиональное, общереспубликанское или международное значение, а также наиболее важные проекты, которые проходят государственную экспертизу в головном предприятии.
При руководстве РГП «Госэкспертиза» работает специальный консультативно-совещательный орган - Экспертный совет, занимающийся проблемными вопросами по наиболее сложным проектам, работой с государственными органами на всех уровнях, неправительственными объединениями, а также нормотворчеством, внедрением системы международных стандартов менеджмента качества, разработкой стандартов предприятия.
До образования в Казахстане единой системы госэкспертизы объемы экспертных работ, возлагаемых на республиканскую госэкспертизу, ограничивались кругом республиканских министерств и ведомств, а также облисполкомов и горисполкомов, что едва составляло 20% капиталовложений в республику. С момента приобретения Казахстаном суверенитета экспертиза всех проектов строительства в стране передана на рассмотрение госэкспертизы. Создание единой республиканской системы государственной вневедомственной экспертизы проектов позволило упразднить аналогичные органы в республиканских министерствах, ведомствах и исполкомах местных Советов, повысить эффективность экспертных оценок и исключить зависимость экспертизы от заказчика.
Применяемый механизм и региональная структура обеспечивают необходимую гибкость и рациональность в кадровом наполнении всего портфеля работ, позволяют оперативно реагировать на меняющуюся инвестиционную активность в отрасли, как на республиканском, так и на местном уровнях. При этом следует отметить продолжающийся рост инвестиций во всех отраслях экономики, а также в развитие инфраструктуры Астаны и Алматы, областных центров и других крупных городов, в том числе строительство автодорог, телекоммуникаций. Возросли инвестиции в реализацию государственных и отраслевых программ, что способствует увеличению объемов проектных работ и соответственно загруженности РГП «Госэкспертиза».
Деятельность предприятия определена как один из этапов разработки проектов в общем инвестиционном процессе строительства зданий, сооружений, их комплексов, объектов и коммуникаций энерго-, водо- и теплоснабжения, канализации, утилизации и переработки производственных и хозяйственно-бытовых отходов, магистрального транспорта, связи, коммунального и жилищного хозяйства, других систем жизнеобеспечения, а также при градостроительном планировании развития и застройки населенных пунктов, иного градостроительного освоения территорий. Кроме того, проводится государственная экспертиза документации, подлежащей переутверждению в связи с обоснованным пересмотром исходных данных либо изменением технико-экономических показателей и проектных решений.
Госэкспертиза также осуществляет экспертную оценку экспериментальных и типовых проектов, конкурсной документации при проведении государственных закупок на подрядные строительно-монтажные работы.
В целом по республике госэкспертизой ежегодно рассматриваются около 11-12 тысяч проектов. Одной из основных задач предприятия является обеспечение надлежащего качества проектов, прошедших государственную экспертизу, и предотвращение строительства объектов по проектам, не отвечающим или неполно соответствующим требованиям нормативных правовых актов и государственных технических нормативов. Качество предпроектной и проектной документации повышается путем внесения в нее изменений, дополнений и иных коррективов по замечаниям и предложениям «Госэкспертизы».
Следует отметить, что на объектах, прошедших государственную экспертизу и построенных по проектам без отклонений от утвержденных в установленном порядке проектных решений, в Казахстане не было ни одного случая чрезвычайных ситуаций, аварий и обрушений.
В то же время необходимо отметить, что качество представляемой на государственную экспертизу проектно-сметной документации остается в значительной степени низким, что обусловливает высокую трудоемкость экспертных работ и сказывается на их продолжительности из-за множества корректировок, вносимых в проекты и сметные расчеты.
Одним из наиболее ответственных аспектов работы является участие в реализации государственных программ. Во исполнение решений и поручений Правительства Республики Казахстан, а также других директивных документов «Госэкспертиза» уделяет особое внимание проектам, предусмотренным планами мероприятий по реализации государственных и отраслевых программ, в том числе программ по обеспечению населения питьевой водой, развитию физической культуры и спорта, образования, здравоохранения и другие.
Исполнение РГП «Госэкспертиза» поставленных целей и задач требуют постоянного совершенствования экспертной деятельности, методологии, внедрения новых систем управления качеством экспертной продукции, гармонизации отечественной нормативно-технической базы с международными требованиями.
В целях организации эффективной работы в соответствии с организационным планом работы на 2011-2013 годы проводится ряд мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия.
Для улучшения качества экспертных заключений и соответственно качества проектов, прошедших экспертизу, в 2011 году осуществлялась работа по совершенствованию нормативно-методологического и информационного обеспечения, законодательной и нормативной основы путем участия в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, документов по вопросам экспертной деятельности.
В 2011 году продолжалось совершенствование внутренних стандартов РГП «Госэкспертиза», принятых в соответствии с требованиями международных стандартов, единой системы электронного документооборота по республике ЕСЭДО и международной интегрированной системы менеджмента ИСМ, включающих международные стандарты в области качества ISO 9001:2008, экологии ISO 14001:2004, промышленной безопасности и охраны труда OHSAS 18001: 2007. К концу 2011 года будет завершена работа по внедрению международного стандарта в области информационной безопасности ISO 27001:2005.
За истекший период 2011 года в рамках непрерывного обучения и повышения квалификации для специалистов РГП «Госэкспертиза» было проведено 11 семинаров, на которых рассматривались вопросы в области сейсмостойкого проектирования и строительства, охраны окружающей среды и природопользования, по системе менеджмента качества, по сметным нормативам, по экспертизе архитектурно-планировочных и конструктивных разделов проектов строительства, по новым технологиям и оборудованию инженерных систем в строительстве, по организации проведения внутренних аудитов, по различным аспектам юридического сопровождения производственной деятельности и кадровой работы.
В целях совершенствования методологических основ выпущены методические рекомендации по проведению государственной экспертизы по различным разделам проектно-сметной документации на строительство, таким как охрана окружающей среды и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, электроснабжения, электрооборудования и электроосвещения, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Выпущены также пособие по подготовке документации для проведения государственной экспертизы проектов на капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию жилых зданий, а также обзорная информация о зарубежном опыте проектирования систем биологической очистки на канализационных очистных сооружениях.
В рамках Программы совершенствования деятельности РГП «Госэкспертиза» на 2011-2013 годы и в целях резкого улучшения производственной инфраструктуры, в июне 2011 года был введен в строй новый офис ДГП «Жамбылгосэкспертиза» в городе Таразе, а до конца текущего года будут введены в эксплуатацию собственные производственные здания ДГП «Южгосэкспертиза» в городе Шымкенте, ДГП «Востокгосэкспертиза» в городе Усть-Каменогорске, ДГП «Запгосэкспертиза» в городе Уральске и ДГП «Талдыкоргангосэкспертиза» в административном центре Алматинской области.